Предисловие

Часто случается, что многие интересные события не находят своих летописцев. Особенно в наши дни, когда фото и видео позволяют задокументировать каждое движение. Однако даже подробный телефильм не способен рассказать о подлинной атмосфере события, если даже он покажет аплодирующих зрителей. Не может такой прямой репортаж объяснить настоящий смысл увиденного, что реально стоит за видимым образом. Поэтому, несмотря на, казалось бы, полное торжество современных изобразительных средств, люди продолжают читать.

Ska

ICC2003, как впрочем, и два предыдущих, были широко документированы сотнями фотографий и многими видеолентами, однако никто так и не взялся за сколько-нибудь упорядоченный комментарий к тому, что там происходило. Меня давно подмывало описать то, что я там видел и пережил потому, что может быть через десяток лет пластическая акробатика в той или иной форме попадет в Олимпийские Игры и станет еще более популярной, чем сегодня. Тогда историки наверняка потянутся к истокам, но к тому времени многое окажется позабытым и будет заменено искаженными воспоминаниями или плодами воображения. Очень вероятно, что даже имя создателя ICC – Ска фон Шеннинг – будет как-то подзабыто, а вместо нее на сцену выйдет кто-нибудь шумный и назойливый и присвоит себе весь ее замечательный вклад. Уже сейчас мы можем наблюдать, как наглые и «предприимчивые» индивидуалы начинают этот процесс. По всему по этому, как выразился пролетарский поэт Маяковский, я и подумал, что неплохо бы было записать хотя бы мои впечатления, даже если они субъективны, и лишены художественных изысков. По крайней мере, что написано пером, не вырубишь топором. Тем более что, так или иначе, только я и Герд Раскин представляли «тренерские силы» на всех трех ICC. И без ложной скромности замечу, что только я умудрился представить своих учеников на всех трех ICC потому, что Герд не показывал своих студентов в Лас-Вегасе.

ICC 2003: день первый

В Кельн, точнее в его юго-западный пригород Хюрт, мы приехали к вечеру 6 ноября. Мы планировали добраться туда из Ганновера за 4 часа, но простояли на окружной дороге Кельна более 2х часов и добрались до места уже в темноте. Бросив вещи в номер, я отправился в бар, где должна была состояться первая встреча. Мне также очень хотелось поскорее убедиться, что Соня – моя ученица – добралась в Кельн без проблем и готова к завтрашнему выступлению. Оказалось, что она со своей мамой тоже только что добралась до отеля и весьма устала. Одним из первых я встретил Клауса Бишофа – неформального заместителя Ска фон Шоннинг.

Потихоньку в баре стали собираться старые знакомые, с которыми я познакомился впервые в Дрездене и Лас Вегасе. Имельда Джейкобс приехала на этот раз в сопровождении отца – Питера. Я был рад с ним познакомится – замечательный мужик и очень большой энтузиаст акробатики. Вообще, похоже, что "каучук" был популярен в ЮАР до прихода к власти черных уголовников. Имельда говорила, что у них проходили национальные смотры любителей цирка, на которых "каучук" был основательно представлен. Так же как когда-то в СССР. Имельда и Соня быстро подружились, несмотря на разницу в возрасте и потом их часто можно было увидеть вместе.

Часам к семи вечера появилась Ска. Я познакомил ее с моей семьей и с Соней и ее мамой. С ней пришла Марчела Зелигер, которая похоже приняла эстафету от своих знаменитых родителей: Рене и Бригитты. Зелигеры приехали из Дрездена всо своими учениками на своем автобусике. Они даже ночевали в нем, чтобы съэкономить на гостиннице. Народ явно радовался встрече. Как ни странно, новеньких оказалось сравнительно мало. Ска металась от одних к другим. Вдруг Клаус обьявил, что по случайному совпадению по телевизору будет показано выступление Албаны на какой-то развлекательной программе. Все повернулись к большому экрану, на котором действительно появилась Албана. Участники программы должны были догадаться о ее профессии, но они конечно не догадались и она стала показывать. К сожалению, по условиям того дурацкого шоу показ не мог продолжаться более полутора минут и ее хороший номер был урезан до суетливого показа нескольких поз. Тем не менее, народ стал аплодировать, тем более что в бар пришла живая Албана и внимание переключилось на нее. В баре стало тесно и очень дымно, но уютно и интересно. Каждую минуту прибывали новые интересные личности.

Я переписывался с Филом Ланкастером лет восемь но никогда не встречался с ним лицом к лицу. И вдруг узнаю его по фотографиям, вот он, живой и интересный - британец до мозга костей: худой, высокий, невозмутимый и похожий на... Шерлока Холмса. Среди шума и гама незаметно появилась Лоран Честер. Ска представила меня ей заочно несколько месяцев назад, а тут предоставилась возможность пообщаться с живой легендой. Через день выяснилось, что она прямо-таки героиня. Около двадцати лет назад она попала в страшную дорожную аварию и была сильно покалечена. Врачи не ожидали, что она встанет на ноги и были уверены, что она вряд ли сможет ходить, а она не только опровергла их мрачные предсказания, но и вернулась на сцену с "каучуком" и выступала еще добрый десяток лет.

К концу вечера Ска сказала мне, что Норовсамбуу не приедет. Я даже расстроился потому, что подготовил для нее персональный необычный подарок. Попытки заменить ее другой известной монгольской артисткой и тренером – Эрденетуя – тоже не увенчались успехом. Поэтому программа выступлений корректировалась на ходу.

Бесконечные разговоры продолжались далеко заполночь и если бы впереди не маячило утренне заседание, народ не разошелся бы до утра.

Мне выпала честь открывать утреннюю сессию моим докладом об исторических истоках пластической акробатики и ее проникновению в различные сферы общественной жизни. Основная идея моего сообщения состояла в том, чтобы наглядно доказать, что пластическая акробатика появилась задолго до того, как монголы осознали себя как народ, что претензии китайцев, монголов и индусов на некие приорететы в этой области не имеют под собой никаких исторических основ, что белая раса в смысле гибкости нисколько не уступает желтой, что быть гибким не является отклонением от нормы и так далеее. Мне трудно судить насколько мне удалось справится с задачей, но похоже, что публика слушала с интересом и несколько людей подошли позже с комплиментами и с вопросами. Очевидно, что никто до меня не предпринимал даже такой скромной попытки связать разрозненные исторические материалы в одну цельную мозаику. Так или иначе я очень доволен и тем, что мне удалось выступить на таком представительном форуме и тем, что уважаемые мной люди нашли мой доклад интересным и образовательным. Я полон надежд продолжить мои "изыскания" и может быть опубликовать из результаты в форме статьи или книги.

Вторым "номером" выступил Фил Ланкастер. В незатейливой спокойной манере он рассказал о своей философии тренировок и о практических методах, к которым он пришел в течение своей долгой карьеры тренера. Народ слушал его с упоением. Тем более, что второй великий тренер – Герд Раскин – еще не приехал. Ска попросила его срочно заменить монгольских артисток и ему пришлось задержаться, чтобы организовать своих девиц и доставить их из Гамбурга в Кельн. Хоть он и великий тренер, найти кого-нибудь за такое короткое время было трудно даже ему. Фил продержал публику в возбужденном состоянии в течение часа и затем мы разошлись на обед.

После обеда, Лорна Честер рассказала немного о своей нелегкой жизни и затем показала видеофильм о ее карьере и жизни. Я услышал впервые о Лорне в 1989 году, когда в Ленинграде состоялся международный фестиваль документальных фильмов. В те времена в Ленинграде издавался еженедельный информационный листок "Ленинградская Кинонеделя" с расписанием кинотеатров и с небольшим количеством информации о новых фильмах или событиях. Я был совершенно потрясен, когда в сентябре 1989 года я обнаружил на второй странице коротенькую заметочку о документальном фильме "Королева гибкости", который был включен в программу фестиваля. Там же была маленькая фотография Лорны, стоящей в складке на локтях над пишущей машинкой. Разумеется, я ринулся в гостинницу Ленинград, где происходил фестиваль и разумеется гэбэшная охрана не пропустила меня в кинозал. Я болтался вокруг пару дней, пробуя разные уловки чтобы проникнуть внутрь, но потом это уже потеряло всякий смысл, ибо фильм был уже показан, а все остальное на том фестивале меня как-то не интересовало. И вот 14 лет спустя я увидел-таки тот самый фильм. Только теперь он был показан и прокомментирован самой героиней и я мог с ней пообщаться на равных.

Фильм рассказал об артистической карьере Лорны. О трагической автомобильной аварии, о смерти ее многолетнего партнера и прочих проблемах, которые мешали ей и ее искусству. Она нашла в себе силы все это пережить и остаться верной своему искусству. Несмотря на возраст и ранения, она по-прежнему легко садится на шпагат и элегантно движется и на сцене и в жизни. Мы были очень рады, что Ска разыскала эту замечательную артистку, уговорила ее выйти из скорлупки ее скромной уединенной жизни и сделал все, чтобы Лорна приехала в Кельн. Рассказ Лорны не раз прерывался искренними аплодисментами благодарной аудитории. К сожалению, я пропустил самое начало ее беседы поскольку мы с Соней должны были осмотреть место ее выступления и подготовиться к репетиции.

Первый день ICC 2003 - 7 ноября 2003 – был для меня очень занятыми нервным. С утра – доклад, вместо обеда – разведка места представления, затем – разминка, репетиция и наконец – само представление. Я опять очутился в прекрасной и волнующей атмосфере ленинградских цирковых смотров, когда все в последний момент отказывает, ломается, идет из рук вон плохо, но заканчивается волнующими аплодисментами публики, которая не подозревала о том как несовершенно и неудачно был показан номер над которым мы работали так долго и так тяжело и сколько движений и поз было в нем пропущено. Однако, номера всегда строятся в расчете на худшее сочетание невезени и неудач, с тем чтобы оставшееся в нем все равно понравилось зрителям.

На первых двух ICC – в 1998 и 2000 годах – представления были показаны на эстраде в традиционных концертных залах. На этот раз, Ска договорилась с цирком Касселли и арендовала у них небольшое шапито. Внутри шапито она разместила небольшую 5х3 метра сцену высотой около 1,2 метра. В ноябре даже в южной Германии довольно холодно и одна из проблем была нагреть довольно большое пространство под куполом до нормальной комнатной температуры, поскольку "каучук" и холод плохо совместимы. К слову сказать, электрический нагреватель поломался перед генеральной репетицией и мы все нервничали, поскольку при той температуре, которая установилась под шатром выступать было просто немыслимо. Энергия и предприимчивость Ска победили эту маленькую проблему и к тому моменту, когда Соня должна была проходить свой номер на сцене, в шапито было уже вполне сносно. Репетиция прошла удачно, хотя Соня чувствовала усталость и хотела спать. Она почти точно вписала свой "танец" в продолжительность музыки, что в общем-то удавалось не всегда. Я был очень доволен ее работой, особенно учитывая, что она показывала этот номер на людях впервые и временной сдвиг по прежнему напоминал о себе.

Наконец, приехал Герд, которого я ждал с нетерпением. Он привез Свеню и Джорджину, которых мы знали по фотографиям и были рады встретится с ними лично. Правда все общение шло через Герда, ибо девочки еще не приступили к изучению английского, а мое знание немецкого крайне ограничено.

Единственным неудобством было то, что шапито находилось в 15ти минутах ходьбы от отеля. Для зрителей это было неплохим поводом прогуляться, а вот для исполнителей дополнительная ходьба по холоду была сравнительно опасной. Кроме меня, не так уж много народу были с машинами и поэтому мне пришлось сделать несколько челночных рейсов между гостинницей и цирком.

Начало представления передвинулось с 7ми часов вечера на 8. Примерно за час Соня начала разминку. Условия для разминки были из рук вон плохими потому что Албана заперлась в тренировочном зале и никого туда не пускала. Я притащил для Сони коврик и она устроилась в уголке коридора. Однако, невоспитанный Джемми решил тоже попользоваться моей расторопностью и Соня оказалась вытолкнутой на голый пол. Я прогнал Джемми, в довольно грубой форме, но прежде, чем я окончательно распалился, появился Герд, который разминал своих учениц в подсобном помещении на правах старого знакомого Ска и Великого Тренера. Он предложил нам присоединится к ним и мы не отказались от такой чести. Было тесно, но интересно. Соня была не в очень хорошей форме, но старалась изо всех сил, хотя заметно нервничала. Незаметно время приблизилось к 8ми и мы пошли в шапито.

В 8 Ска начала первое представление. Сонин номер шел первым. Оне нервничала и продолжала разминаться пока наконец Ска сказала: "встречайте Соню". Выступала Соня уверенно, хотя и несколько ниже своего обычного уровня. Аплодисменты сопровождали ее номер с начала до конца. Сонины волнения закончились, а мне осталась последняя часть моей миссии, о которой я расскажу ниже.

После Сони выступал Филип – ученик Зелигеров. Я не большой поклонник мужского каучука, равно как и женского культуризма. Тем не менее, надо отдать должное высокому техническому уровню Филипа. Его пластика поражала, хотя хореография номера была подлинно немецкой – сегментированная, организованная и с патетической жестикуляцией после каждого сегмента. Эта жестикуляция напомнила мне "Синюю Блузу" – был такой послереволюционный театр, где люди выражали мысли боевыми куплетами и патетическими жестами. Подходящим названием для его номера могло бы быть "Героический этюд" или "Патетическая композиция".

Свеня – ученица Герда - показала танцевально-акробатическую композицию. Поскольку она обычно занята в групповом номере, Герд подготовил с ней импровизацию. Арсенал учеников Герда настолько богат, что даже импровизация смотрится как вполне профессиональный номер. Свеня обладает незаурядной гибкостью, но при этом очень легко выполняет темповые перевороты и даже сальто. В любом случае смотреть номера, поставленные Гердом всегда удовольствие.

Следующим номером шел Джеми – открытие ICC 2003. Его привезли из Великобритании супруги Томсон, которые участвуют в ICC второй раз. Они пропагандируют специфические методы растяжки, которые используются и в спорте и в оздоровительной физкультуре, которую теперь в России называют фитнессом. Я точно не знаю, где они выкопали Джеми, но за несколько месяцев до ICC они позвонии Ска и сказали, что нашли молодое дарование, которое они хотели бы показать на конференции. Парень видимо из небогатой семьи и не очень хорошо образованный. Однако, невероятно гибкий. Похоже, что с ним никто толком и не занимается, но природная гибкость позволяет ему делать удивительные вещи без особых усилий. Было очень интересно смотреть как он разминался. Я поневоле видел его разминку в деталях, ибо он беззастенчиво вытеснил Соню с ее коврика и полностью занял его (пока я его не согнал). Сначала, его гибкость была довольно скромной, но он мялся и мялся, как глина пока не стал складываться как резина. При этом ему потребовалось довольно много времени и его гибкость нарастала медленно. Все с кем я работал имели сушественно отличную динамику разминки – 10-15 минут и они выходили на уровень полной складки и мы начинали работать над номером или новыми трюками. Джеми прилагал заметные усилия чтобы согнуть себя в начале и только после получаса он вдруг стал гнуться как кукла.

Номер его был довольно рыхлым – просто набор поз. Зато позы были поистинне удивительными для довольно крепкого на вид юноши. Его костюм был несколько женским и похоже, что он его где-то одолжил. При этом он нарисовал на лице бронзовую маску, которая не очень-то гармонировала с пятнистой "леопардовой" тканью его эластикового комбинезона.

Публика вообше не скупилась на аплодисменты и Джеми получил свою заслуженную долю восторженных оваций.

Имельда Джейкобс заслуживает отдельного очерка за свою истовую преданность искусству. Еще в Лас Вегасе я узнал от нее, что в раннем детстве она серьезно повредила позвоночник и с тех пор его поясничная часть практически не гнется. Несмотря на это она продолжает тренировки и выступления и по-прежнему мечтает о складке на зубнике, которую в западной прессе связывают с именем Маринелли. Ее номер в Лас Вегасе был оченъ элегантен и музыкален. Недостаток гибкости полностью компенсировался прекрасными шпагатами и очень уверенными стойками на руках. В Кельне, Имельда выступила с новым номером, в который она включила элементы танца и художественной гимнастики. Хотя с точки зрения чистого "каучука" ее номер не предложил чего-то необычного, смотрелся он безусловно хорошо и зрители сопровождали его частыми аплодисментами.

После Имельды на сцену вышла Жасмин. Ее номер не отличался ни демонстрацией гибкости, ни интересной композицией. Правда в конце она залезла в коробку, которую она одолжила у Ска, но не с первой попытки и с видимым трудом. Признаюсь честно, что я бы в такую коробку не залез, как не залез бы и коробку вдвое большую. Поэтому, у меня нет права ее критиковать. Однако, артистизм исполнителя состоит в том, чтобы зритель поверил, что трюк исполняется легко, даже если артисту он дается с большим трудом. В номере Жасмин мы видели как ей трудно и сочуствовали ей, но красоты так и не увидели.

Следующей была Юля, которая выбрала себе сценическое имя Злата. Она приехала со своим напористым и хамоватым мужем Стефаном Гюнтелем, который открыл кучу веб-сайтов с гибкими моделями. Публика ждала ее выхода с нетерпением. Последние ее фотографии показали ее ошеломительную гибкость и всем хотелось увидеть ее в жизни. Ее выход оправдал ожидания. Она продемонстрировала совершенно замечательную гибкость. Те кто посещали ее сайт в последние полгода, отмечали и хвалили стремительное развитие ее способностей. Однако, никто не заметил очевидной связи ее профессионального роста и двух очень важных для нее визитов – в студию Герда и в студию Ска, где она получила массу полезных уроков. Номер ее был хорош во всех отношениях. Редко можно увидеть исполнительницу, которая бы так непринужденно сложилась бы назад пополам, просунула бы голову между ног и подперла бы подбородок руками охватывающими ноги. Я пожалуй не видел никого, кто показал бы именно эту сверхсложную позу. Вера Брандт делала что-то очень близкое, но все равно не до такой степени. Злата очень высокая – 175 сантиметров, худая и с длинной шеей. Поэтому ей как бы "хватает" длины тела чтобы выполнить такой трюк. Музыка к ее номеру тоже была хорошо подобрана.

"Мрачные Ангелы" оказались двумя монголками. Одна – в белом трико - была явной "стоечницей", но гибкость ее не превосходила средних спортивно-гимнастических стандартов. Зато ее стойки на одной руке были очень сложными. Вторая артистка была одета в черное трико и была очень гибкой, олицетворяя тем самым черные силы. Обе исполнительницы имеют богатый сценический опыт и работают с этим номером не первый месяц. Они живут в Германии и работают через посредство артистического агенства Тео Крата, который в Германии монополизировал представительство монгольских "каучуков". Несмотря на явный профессионализм, этот номер не вызвал у меня большого энтузиазма, поскольку таких номеров в общем-то довольно много.

Лена – Хелена – которая выступала в Лас Вегасе с экзотическим номером унаследованным от Джози из Дрездена, на этот раз показала композицию на пуантах. Сам по себе номер был достаточно стандартным, но пуанты придали ему особую элегантность. Это выступление завершило первый день ICC 2003.

Все артисты, один за одним поднялись на сцену для поклона. Когда они уже собрались уходить, Ска попросила их задержаться на минутку поскольку их ожидал сюрприз. Я поднялся на сцену, взял микрофон и произнес коротенькую речь. Ее смысл состоял в том, что мне не нравится, когда на олимпийских играх замечательные атлеты не получают золотых медалей или вообще медалей, проиграв сопернику 0.01 секунды или 0.001 балла, как это случается в гимнастике в силу субъективности судей. По моему мнению все участники мировых соревнований и шоу должны награждаться за их упорную и самоотверженную работу. Я решил воплотить эту мою идею в жизнь и за два месяца до ICC 2003 я так и сделал. Я создал памятную медаль, изготовил ее в металле и теперь готов вручить эти медали всем артистам. Публика была удивлена. Никто на знал ни о каких медалях, кроме Ска.

Я называл имена исполнителей, а мой младший сын вручал артистам свидетельства и одевал медали. Аплодисменты сопровождали каждое имя и артисты были очень довольны. Во всяком случае, такую медаль невозможно купить, ее только можно получить в награду за заслуги перед искусством. Я был тоже очень доволен, даже счастлив, что мой замысел полностью осуществился. Первый день ICC 2003 был теперь действительно закончен.

Текст:  David Fox
Фотографии:  сайт http://www.haltongym.com

Используются технологии uCoz